Дорогие билеты вместо дешевых: 6 способов обмана туристов

Наступает очередной сезон путешествий, и многие из вас, наконец, озаботились поиском авиабилетов. А продавцы этих авиабилетов заботливо расставили ловушки, чтобы вы заплатили как можно больше. Мы рассказываем о самых распространенных уловках.

Фейковые билеты

Самый наглый способ обмана – это сайт, который вообще не продает никаких билетов. На нем установлен скрипт, который в ответ на пользовательские запросы билетов по тому или иному направлению будет выводить какую-нибудь очень привлекательную цену.

Для откровенных простофиль рисуют что-то раза в два ниже рыночной цены, для более «продвинутых» путешественников — дешевле процентов на 20, чтобы не выглядело слишком уж подозрительно дешево, но при этом экономия была бы достаточной, чтобы победила жадность.

Самые простые скрипты имитирют при этом тщательный поиск по каким-нибудь «специальным» тарифам авиакомпаний, более сложные перенаправляют запрос настоящему метапоисковику, анализируют («парсят») его выдачу, потом «применяют скидку» и показывают цену на реально существующие рейсы, которые жертва могла уже видеть на других сайтах.

После этого вы вводите все свои паспортные данные (они мошенникам тоже пригодятся для продажи), а те высылают вам по электронной почте что-то похожее на настоящую маршрут-квитанцию. Платеж принимается очень хитро: вам в отдельном окне отображают обрезанную часть страницы пополнения кошелька «Яндекс.Денег» кредитной картой, но так, что вы видите только поля для ввода данных и не видите получателя.

Менее технологичные мошенники пишут, что ради максимально низкой цены не связываются с банками, чтобы не платить комиссию, а принимают платежи исключительно электронными деньгами, но только после того, как билет оформлен.

Настоящее агентство, конечно, не вышлет вам никакую маршрутную квитанцию до того, как вы оплатите билет.

Чтобы успеть собрать побольше денег, мошенники продают  фейковые «билеты» с большой глубиной — например, на месяц и больше вперед, ведь обман раскроется только тогда, когда жертва в аэропорту узнает, что билета у нее на самом деле нет. К тому времени все деньги с кошельков будут выведены, а сайт давным-давно переедет на другой домен.

Внезапное подорожание

Перейдем к сайтам, которые все же продают настоящие билеты. У них цены отличаются незначительно, потому что конкуренция велика, а продавать дешевле, чем на сайте авиакомпании, им часто запрещают сами авиакомпании.

При этом размер комиссии не превышает 5%, чаще всего колеблется около 2%, а по многим направлениям она вообще нулевая. Соответственно, за счет своей комиссии сайт делать билет дешевле не может. Но метапоисковику (skyscanner.ru, momondo.ru, aviasales.ru и прочие) жульническое агентство выдает цену чуть ниже рыночной, чтобы быть первым в выдаче.

Главное — получить клик с метапоиска. Теперь агентство снова запускает поиск билетов по тому же направлению, чтобы «подтвердить наличие билетов», но… в конце выдает чуть более высокую цену в расчете на то, что жертва не заметила разницы. 8000 рублей или 8800? Ну, извините, подорожало, срочно покупайте, пока не подорожало еще сильнее.

Услуги, подключенные тайком

Форма данных о пассажире на «плохом» сайте сделана сложной и многоэтапной, чтобы, заполняя ее, клиент потерял бдительность и на одной из страниц взял бы да и забыл снять стоящую по умолчанию маленькую галочку. Каждая галочка — это «полезная» (в кавычках) услуга.

С вас могут попросить деньги, например, за:

  • SMS-уведомление о статусе рейса – 100-200 рублей за напоминание о том, что у вас завтра вылет, узнайте актуальный статус на сайте аэропорта (спасибо, кэп).
  • Внесение номера бонусной карты — еще 100 рублей. На самом деле карту можно добавить в личном кабинете на сайте авиакомпании или даже во время регистрации. Бесплатно.
  • Выбор спецпитания — могут попросить и 300 рублей. На самом деле это тоже делается через сайт или колл-центр, но если эта услуга у авиакомпании платная, то с вас возьмут дополнительные деньги помимо услуг агентства.
  • Онлайн-регистрация — 400 рублей, Карл! За эти деньги вам дадут выбрать место у окна или прохода (если у авиакомпании эта услуга не является платной), а потом пришлют по e-mail посадочный талон. Печатать вам его придется самостоятельно. Почему не зайти на сайт и не сделать то же самое самому? У богатых свои причуды.
  • «Возврат без штрафов» (от 1000 рублей). Под этой галочкой порой кроется топорный «развод», суть которого в том, что если вы решите сдать билет, то заплатите только сборы и штрафы по тарифу авиакомпании, а агентство с вас ничего за это не возьмет (к скрытым комиссиям мы еще вернемся). У приличных агентств, впрочем, такая услуга действительно позволяет вернуть почти все деньги даже за невозвратный билет, но с оговорками (например, деньги не «живые», а идут на бонусный счет).

Страховки

Автоматически подсовывать страховки любят даже сами авиакомпании на своих сайтах: отличный способ заработать еще рублей 300-500.

Страховки эти обычно покрывают крайне маловероятные риски, причем по многим из случаев вы и без страховки сможете вернуть билеты (например, при отмене рейса или по болезни), а получить возмещение, например, за утраченный багаж вы сможете только в том случае, если убедительно докажете в суде, что в нем были именно эти вещи и стоили они именно столько. Вы храните чек от джинсов, купленных в прошлом году? Нет? Извините.

Комиссия за платеж

Поснимали все галочки? Рано радуетесь. Комиссия «за обработку платежа» основными банковскими картами – Visa и Mastercard – может запросто составлять еще рублей восемьсот! Без комиссии тоже можно оплатить. Но только картой JCB или American Express или только кобрендовой картой банка «Трехлитровый». У вас таких нет? Ну что же вы так, это ваши проблемы.

И, наконец, теперь еще выясняется, что все цены, которые вам показывались — лишь ознакомительные. Потому что расчет будет происходить в украинских гривнах, наш курс — такой, но по какому курсу спишет с вас деньги банк — мы не знаем. На самом деле «их курс» всегда занижен относительно реального, так что здесь можно легко потерять процентов 5 на конвертации.

Скрытые комиссии 

Последний штрих касается не всех, а только тех, кто захочет поменять или сдать билет. Авиакомпания взимает за это свои сборы (или не взимает, зависит от тарифа), но… в условиях пользования сайтом, которые вы не читали, было написано, что комиссия за обработку возврата составляет, скажем, 1500 рублей за сегмент. Туда-обратно — 3000. И даже если вы сдали билет по болезни, на что имеете полное право по российским законам, хитрое агентство все равно на вас заработает.

Мифы и легенды

В интернете много пишут о том, что заходить на билетные сайты нужно исключительно через анонимайзер — мол, они анализируют, какое у вас устройство (владельцу Apple покажут более высокую цену) и ряд других факторов — вплоть до того, из богатого вы или из бедного района (по IP-адресу).

Еще говорят, что билетные сайты запоминают вас и, если вы зайдете чуть позже, то вам покажут более высокую цену, чтобы вы испугались дальнейшего подорожания и купили сейчас. На самом деле это «испорченный телефон» — переводные советы с американских сайтов, приукрашенные фантазией блогеров; в США действительно такое было распространено некоторое время назад, но сейчас в России подобных фокусов нет. 

Как не дать себя обмануть

Минимизировать шансы быть обманутым позволит покупка билетов непосредственно на сайтах авиакомпаний. А если вы все же предпочитаете агентства (там за счет применения разных тонкостей при подборе билетов действительно бывает дешевле, особенно при сложных маршрутах) — внимательно следите за руками!

Можем посоветовать заходить на сайты агенств исключительно с проверенных поисковиков — они включают в выдачу только добросовестных партнеров и мгновенно банят нарушителей, у которых фактическая цена оказывается выше заявленной.

Добавить комментарий